“Мое искусство – попытка выразить в жесте и движении правду о моем Существе…С самого начала жизни я танцевала. Ребенком я выражала в танце порывистую радость роста; подростком – радость, переходящую в страх при первом ощущении подводных течений, страх безжалостной жестокости и уничтожающего поступательного хода жизни”
— Айседора Дункан, автобиография “Моя жизнь. Моя любовь”.
Айседора Дункан писала, пела, любила Есенина и любила Россию наравне с Соединенными Штатами. Но в первую очередь, она танцевала. Именно о танце говорит название ее автобиографии – «Моя жизнь. Моя любовь». Именно танец – ее главная любовь.
Уместить биографию великой женщины на одну страницу в Интернете очень, очень сложно. Не уместить ее и на страницы книги. Мы сделаем небольшой шаг в этом направлении, чтобы заинтересовать вас жизнью Айседоры.
Танцовщица родилась в Сан-Франциско, в 1878 году. Ее рождению предшествовала семейная драма: разрыв родителей. Мама Айседоры, оставшись одна с четырьмя детьми, так нервничала, что ела только замороженных устриц и пила шампанское. Этот невеселый факт впоследствии был превращен в шутку самой Айседорой:
— Когда вы начали танцевать?
— Во чреве матери; вероятно, под влиянием пищи Афродиты — устриц и шампанского.
Однако более официальная версия гласит, что девушка начала танцевать в 13 лет, когда бросила школу и всерьез стала заниматься музыкой. Вслед за школой, покинув город Сан-Франциско, Айседора отправилась танцевать в Чикаго. Для этого семья продала все буквально до нитки — в ход шли последние кружевные воротнички. Но мать хотела, чтобы ее дочь танцевала. И Дункан ждал успех.
«Я открыла искусство, которое утрачено уже две тысячи лет. Вы — величайший артист театра, но вашему театру не хватает одного, что сделало великим античный греческий театр, — это искусство танца, трагического хора. Я принесу вам танец. Я принесу вам идею, которая произведет переворот в нашей эпохе. Где я открыла его? У Тихого океана, в сосновых лесах Сьерра-Невады. Я открыла танец, достойный поэмы Уолта Уитмена. Я создам для детей Америки танец, который воплотит в себе Америку. Я принесу вашему театру живую душу, которой ему не хватает, душу танцовщицы.»
Так писала Айседора видному американскому предпринимателю и поклоннику танцев Августину Дейли. Но путь на сцену знаменитого Карнеги-Холла, в котором она впервые предстала широкой и знатной публике, открыл не он, а композитор Этельберт Невин, на музыку которого Айседора самостоятельно поставила танец, воплотив в жизнь все балетные фантазии музыканта. До этого ей приходилось путешествовать из кабаре в кабаре, участвуя в маленьких веселых постановках с канканом и короткими яркими нарядами.
Через несколько лет после Карнеги-Холла Айседору Дункан уже знал весь западный мир. Газеты называли ее “божественной босоножкой” — так они подчеркивали настойчивую любовь танцовщицы к Древней Греции, которая на сцене выражалась тогой и босыми ногами.
Айседору Дункан рисовали, лепили, воспевали и превращали в музыку артисты по всему миру. Она дарила вдохновение тем, что презирала традиции. Она открывала искусству новые пути. В первую очередь, это были пути модерна — танца, который передает эмоции в чистом виде, через пластику человеческого тела.
Силами Айседоры по всему миру (в Москве в том числе) открывались новые школы танца, где каждый мог экспериментировать с музыкой и пластикой. Балетная школа учила танцоров тому, что источник движения нужно искать в центре спины, а вокруг него свободно вращать и перемещать туловище, руки и ноги создавая ощущение двигающейся марионетки, на что Айседора говорила, что такой метод порождает «неживое» движение, «недостойное подлинного танца». Вот краткое описание, которое дала сама Дункан для своего стиля исполнения: «я же, напротив, искала такой источник танцевального движения, который проникал бы во все поры тела. По прошествии многих месяцев, научившись сосредоточивать всю свою силу в этом единственном центре, я обнаружила, что, когда я слушаю музыку, вибрации ее устремляются потоком к этому единственному источнику танца, находящемуся как бы внутри меня. Вслушиваясь в эти вибрации, я могла бы претворить их в танец.»
Танцовщицу считают одной из основательниц модерна, его женским лицом (его основы были заложены мужчинами – Франсуа Дельсартом и Эмилем Жак-Далькрозом). Она построила фундамент современного танца, который стоит на трех китах:
1. Индивидуальность. Айседора провозглашала её всю свою жизнь, о чем говорит и самая популярная цитата танцовщицы, известная, пожалуй, всем:
«Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли.»
2. Естественность. Природа – главный источник вдохновения Дункан. Отсюда и хитон, и босые ноги, и презрение традиций. Движения не должны быть надуманными, они должны быть естественным следствием музыки. Прежде, чем танцевать, нужно найти источник танца внутри себя. И тогда каждое движение будет логичным, плавным, точным.
3. Свобода. Айседора жила и танцевала в начале XX века, когда вопрос свободы был открытой раной с занесенной над ней банкой соли. В США за свободу боролись женщины, в России – рабочий класс. Весь мир пытался победить свои предрассудки. Танец для Дункан стал персональным освобождением. Ее модерн – это свобода самовыражения, свобода мысли, свобода быть самостоятельной и самодостаточной женщиной.
Модерн — только формальная заслуга Айседоры, которая скупо отражена в исторических учебниках с редкими параграфами, посвященными культуре. На деле же, танцоры всего мира знают, что Дункан принесла в их мир свежий ветер и стерла границы традиций. Для творцов это поистине неоценимый вклад.
Мы рассказали очень мало об этой великой танцовщице с трагической судьбой: тяжелых потерях, неудачах в любви, поиске своего места в мире и символичной гибели от алого шарфа — знака ее бесконечной смелости. Вы можете узнать больше о жизни Айседоры от самой танцовщицы: через ее автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь» и «Моя исповедь». А также через редкие сохранившиеся записи ее выступлений, сделанные на черно-белую пленку. Они сохранены, и мы можем находить их в сети Интернет.