НАЗАД

Качать со смыслом: зачем изучать историю и философию хип-хопа

Юля Беляева 07.04.2023

Записать танцевальное видео, выложить в социальные сети, получить мгновенный результат — лайки, репосты, комментарии. Как будто мир социальных сетей на первое место ставит форму танца, а не содержание. Но любой уличный стиль — это не просто набор движений, а целая культура. И хип-хоп — не исключение. Поговорили с нашими преподавателями о том, зачем «копать глубже» в философию и историю стиля. И узнали, чему может научить хип-хоп, помимо танца.

Окей, гугл! Сейчас поисковик мгновенно выдает статьи и видео по запросу «хип-хоп». Но так было не всегда. Когда Саша Соколов — наш преподаватель — заинтересовался танцем, информации об уличных стилях катастрофически не хватало.

Как насчет того, чтобы перенестись в двухтысячные? Тогда на дискотеках включали би-бойские треки, интернета не было, а по MTV шла передача «Короли танцпола». Саша Соколов учился в школе, слушал Eminem, 50 Cent и просто чувствовал, что ему нравится качать. Модных слов «грув» и «филлинг» он еще не знал. Но танцевать очень хотелось.

DVD вместо Википедии

Тогда Саша жил не в Воронеже. Поблизости не было ни студии, ни тренеров. Вместо этого — всего несколько человек, которые копировали движения реперов и учились танцевать по клипам. Саша искал информацию, где только мог. Однажды к нему попал диск репера 50 Cent с концертом в Детройте.

«Я этот диск затер до дыр! Это было что-то нереальное — не только запись самого выступления, но и бэкстейдж с рассказом о том, как 50 Cent шел к успеху. Как они с Eminem записывали треки. Это один из первых моментов, когда я копнул глубже в культуру».

Хип-хоп в лицах

Около восьми лет Саша самостоятельно изучал хип-хоп. Просто потому что было интересно. А потом переехал в Воронеж и попал на тренировки к Максиму Шумилину. Тогда Саша стал танцевать уже более осознанно, изучать базу. И продолжил исследовать тему хип-хопа. Появился интернет, стало проще искать информацию. Но целой картинки о том, как и почему возникла культура, в голове пока не было. Попадалось слишком много разрозненных историй и незнакомых имен. Тогда Саша решил изучать хип-хоп по биографиям отдельных людей, как это было с 50 Cent. Читал про тех, чьи имена встречал в статьях, и постепенно стал проникаться духом культуры.

«У некоторых танцоров в нике есть dee — например, FRANKY DEE, за которым я слежу. Dee — это J Dilla, в знак уважения к музыканту. Я не понимал, почему все так восхваляют этого человека, и решил про него почитать. Когда познакомился с историей J Dilla, то стал по-другому к нему относиться. Как будто по-новому услышал его треки, потому что узнал, в какой момент эта музыка была написана и что она в себе несет».

Саша постепенно, как пазл, самостоятельно собирал для себя историю хип-хопа. И советует всем, кому интересно, начинать погружение в культуру с биографий отдельных людей. В первую очень стоит почитать про Afrika Bambaataa, Kool Herc, J Dilla, 2Pac и группу N.W.A.

Качать со смыслом: зачем изучать историю и философию хип-хопа

Как изучать историю и философию хип-хопа

Сложность заключается в том, что хип-хоп — это не «застывшая» культура. Она продолжает меняться и развиваться. Танцевальная база каждый день пополняется движениями. Может быть, пока вы читаете эту статью, кто-то уже придумал новое. Даже четыре «кита» хип-хопа, четыре главных составляющих культуры: диджеинг, эмсиинг, танец, граффити — уже не аксиома. Сегодня некоторые считают, что этот список больше. И добавляют к нему театр, литературу и самопознание. Поэтому сложно найти единственно верный источник, в котором всё однозначно и аккуратно разложено по полочкам. Но можно создать прочный «фундамент» знаний, прочитав биографии людей, которые стояли у истоков хип-хопа — как раз выше их рекомендовал Саша Соколов.

Не стоит забывать, что хип-хоп начался с музыки. Поэтому будет здорово почитать про любимых исполнителей. И посмотреть фильмы про культовых хоперов — «2pac: Легенда» и «Голос улиц». Есть еще «The Get Down» — сериал о становлении хип-хопа в Нью-Йорке 70-х.
Качать со смыслом: зачем изучать историю и философию хип-хопа

Чтобы проникнуться духом культуры, Катя Тараканова советует ходить на фестивали и тусовки, даже если не хотите участвовать в баттлах. Она и сама так делает с тех самых пор, как начала преподавать в Under Stand. Можно просто побыть зрителем, зашазамить новые треки, пообщаться с танцорами. Peace, love, unity and having fun (мир, любовь, единение и веселье) — это ведь тоже один из главных принципов хип-хопа. И вот еще совет от Кати:

«Задавайте вопросы преподавателю. Не нужно стесняться. Даже если тренер чего-то не знает, то может разобраться в вопросе и потом рассказать ученикам на занятии. 

При самостоятельном изучении не стоит жадно накидываться на информацию. Лучше порционно «копать» в историю хип-хопа — по чуть-чуть каждый день. Важно давать себе время для того, чтобы “переварить” новые знания. Иначе можно быстро запутаться и всё забросить».

Зачем «копать глубже», если можно просто качать?

Лиза Косова — один из самых молодых преподавателей хип-хопа в Under Stand — тоже задавала себе такой вопрос. И сама искала ответ на него. Она слушала, что говорят на мастер-классах, наблюдала за танцорами на баттлах и пришла к такому выводу:

«Нет ничего плохо в том, чтобы просто классно качать. Но чем больше у тебя знаний и понимания того, что ты делаешь, тем больше возможностей для развития. Если уметь копать в глубь истории, можно найти старые техники, классно над ними поработать. Настолько, что они изменятся до неузнаваемости. В этом и прелесть — из старого рождается новое и свежее! Но без знания истории, скорее всего, мы бы каждый раз изобретали колесо заново».
Качать со смыслом: зачем изучать историю и философию хип-хопа

Изучение «теории» хип-хопа, возможно, не очень сильно повлияет на уровень танцора — здесь всё-таки важна практика, работа в зале. Но гораздо проще уловить суть движения, если знаешь, как оно появилось.

Саша Соколов: «Есть движение Janet Jackson. Оно возникло случайно. Американская певица на концерте хотела сделать Bart Simpson, но, видимо, забыла. И начала импровизировать. Получилось такое расслабленное движение. Танцоры его оценили, запомнили и стали повторять. Так оно вошло в базу хип-хопа. И если не знаешь истории, то ты как будто бы просто машешь кистями».

Культура — это не просто архивы, но и поддержка. То, на что можно опереться в трудный момент. У всех танцоров бывают взлеты и падения. Иногда всё получается. А иногда просто смотришь на себя в зале и кажется, что это полный провал. Когда мотивация на нуле, можно посмотреть интервью с опытными хип-хоперами или просто найти источник вдохновения в чьем-то танце.

Маша Харламова, преподаватель: «Я своим ученикам собирала видео, чтобы показать, как танцевали 20 лет назад, как танцуют сейчас, какие крутые команды есть в России, какие — за рубежом. Так я пыталась своих учеников вдохновить и подтолкнуть к тому, чтобы они больше работали над собой. Чтобы им самим было интересно что-то узнавать, искать информацию».

И, конечно, когда разбираешься в теме — это просто придает уверенности. Хороший культурный бэкграунд позволяет более глубоко переживать эмоции от музыки и транслировать их в своем танце.

Катя Тараканова: «Хип-хоп — это же, в принципе, культура сложная в плане становления. Ведь ее сначала не принимали от слова “совсем”. Потому что она ассоциировалась с темнокожими ребятами из криминального мира. Но многие люди смогли вырваться из своей прежней тяжелой жизни за счет искусства, благодаря хип-хопу. И, мне кажется, танцуя в 2023-м году всё-таки важно об этом помнить».

Больше, чем кроссовки и широкие штаны

Для многих, кто танцует хип-хоп, он становится не просто хобби или работой, но и частью жизни. Дух культуры постепенно «смешивается» с характером, формирует личность. Одно из важнейших понятий хип-хопа — это battle mentality, соревновательный дух. Но это далеко не всё, что включает в себя философия хип-хопа. Вот еще несколько тезисов, к которым можно стать причастным, танцуя хип-хоп:

  • слушать свое внутреннее «я» и быть собой;
  • не бояться выражать себя;
  • использовать то, что умеешь, и любые доступные ресурсы для создания чего-то нового и крутого;
  • подражать лучшим, но не копировать, всегда добавлять свой стиль, пока не создашь что-то уникальное.
Качать со смыслом: зачем изучать историю и философию хип-хопа

Чему может научить хип-хоп

Обычно люди приходят на тренировки за танцем и атмосферой. Но часто в зале получаешь гораздо больше. Спросили у наших преподавателей, чему их научил хип-хоп:

Настя Грамадчукова: «Быть, говорить, танцевать в моменте, расслабиться и кайфовать».

Лиза Косова: «Я научилась просить помощи. Могу спокойно подойти к судье после отборов за советом».

Маша Харламова: «Хип-хоп научил меня сутулиться (смеется). Когда я начинала танцевать — мы занимались у станка с прямой спиной и подтянутой попой. А потом пришел преподаватель по хип-хопу и сказал, что колени должны быть согнутыми, корпус нужно подать вперед, расслабиться и качать. Для меня это был глоток свежего воздуха после всех этих позиций из классического танца — в хип-хопе можно всё!»

Катя Тараканова: «Уважать культуру, к которой прикасаешься. Особенно, если преподаешь. Важно много изучать и понимать, что делаешь и чему будешь учить людей. Чтобы не давать какую-то ложную информацию».

Саша Соколов: «Хип-хоп научил меня любви к любимому делу».

Качать со смыслом: зачем изучать историю и философию хип-хопа, изображение №4

еще Статьи

© 2011-2024 Танцевальное пространство Андэр
Поиск по сайту