Качать со смыслом: зачем изучать историю и философию хип-хопа
Юля Беляева 07.04.2023
Записать танцевальное видео, выложить в социальные сети, получить мгновенный результат — лайки, репосты, комментарии. Как будто мир социальных сетей на первое место ставит форму танца, а не содержание. Но любой уличный стиль — это не просто набор движений, а целая культура. И хип-хоп — не исключение. Поговорили с нашими преподавателями о том, зачем «копать глубже» в философию и историю стиля. И узнали, чему может научить хип-хоп, помимо танца.
Окей, гугл! Сейчас поисковик мгновенно выдает статьи и видео по запросу «хип-хоп». Но так было не всегда. Когда Саша Соколов — наш преподаватель — заинтересовался танцем, информации об уличных стилях катастрофически не хватало.
Как насчет того, чтобы перенестись в двухтысячные? Тогда на дискотеках включали би-бойские треки, интернета не было, а по MTV шла передача «Короли танцпола». Саша Соколов учился в школе, слушал Eminem, 50 Cent и просто чувствовал, что ему нравится качать. Модных слов «грув» и «филлинг» он еще не знал. Но танцевать очень хотелось.
DVD вместо Википедии
Тогда Саша жил не в Воронеже. Поблизости не было ни студии, ни тренеров. Вместо этого — всего несколько человек, которые копировали движения реперов и учились танцевать по клипам. Саша искал информацию, где только мог. Однажды к нему попал диск репера 50 Cent с концертом в Детройте.
«Я этот диск затер до дыр! Это было что-то нереальное — не только запись самого выступления, но и бэкстейдж с рассказом о том, как 50 Cent шел к успеху. Как они с Eminem записывали треки. Это один из первых моментов, когда я копнул глубже в культуру».
Хип-хоп в лицах
Около восьми лет Саша самостоятельно изучал хип-хоп. Просто потому что было интересно. А потом переехал в Воронеж и попал на тренировки к Максиму Шумилину. Тогда Саша стал танцевать уже более осознанно, изучать базу. И продолжил исследовать тему хип-хопа. Появился интернет, стало проще искать информацию. Но целой картинки о том, как и почему возникла культура, в голове пока не было. Попадалось слишком много разрозненных историй и незнакомых имен. Тогда Саша решил изучать хип-хоп по биографиям отдельных людей, как это было с 50 Cent. Читал про тех, чьи имена встречал в статьях, и постепенно стал проникаться духом культуры.
«У некоторых танцоров в нике есть dee — например, FRANKY DEE, за которым я слежу. Dee — это J Dilla, в знак уважения к музыканту. Я не понимал, почему все так восхваляют этого человека, и решил про него почитать. Когда познакомился с историей J Dilla, то стал по-другому к нему относиться. Как будто по-новому услышал его треки, потому что узнал, в какой момент эта музыка была написана и что она в себе несет».
Саша постепенно, как пазл, самостоятельно собирал для себя историю хип-хопа. И советует всем, кому интересно, начинать погружение в культуру с биографий отдельных людей. В первую очень стоит почитать про Afrika Bambaataa, Kool Herc, J Dilla, 2Pac и группу N.W.A.
И, конечно, когда разбираешься в теме — это просто придает уверенности. Хороший культурный бэкграунд позволяет более глубоко переживать эмоции от музыки и транслировать их в своем танце.
Катя Тараканова: «Хип-хоп — это же, в принципе, культура сложная в плане становления. Ведь ее сначала не принимали от слова “совсем”. Потому что она ассоциировалась с темнокожими ребятами из криминального мира. Но многие люди смогли вырваться из своей прежней тяжелой жизни за счет искусства, благодаря хип-хопу. И, мне кажется, танцуя в 2023-м году всё-таки важно об этом помнить».
Больше, чем кроссовки и широкие штаны
Для многих, кто танцует хип-хоп, он становится не просто хобби или работой, но и частью жизни. Дух культуры постепенно «смешивается» с характером, формирует личность. Одно из важнейших понятий хип-хопа — это battle mentality, соревновательный дух. Но это далеко не всё, что включает в себя философия хип-хопа. Вот еще несколько тезисов, к которым можно стать причастным, танцуя хип-хоп:
слушать свое внутреннее «я» и быть собой;
не бояться выражать себя;
использовать то, что умеешь, и любые доступные ресурсы для создания чего-то нового и крутого;
подражать лучшим, но не копировать, всегда добавлять свой стиль, пока не создашь что-то уникальное.