Представьте себе компьютерную игру. Вы только что зарегистрировались и начали крушить соперников направо и налево, накручивая себе левелы. Но чем выше ваш уровень, тем выше уровень соперников и тем больше усилий и времени надо прилагать для победы. В танцах примерно также.
Когда ты – новичок, то радуют и маленькие успехи. Движения даются легче, неудач становится меньше. Можно решить, что так будет и дальше – каждая тренировка начнет приносить больше радости и удовольствия. Отнюдь.
Вот 15 истин о пути профессиональных танцоров к ведущим партиям, к победам и признанию.
Природного таланта нет. Всего приходится добиваться потом, кровью и гигантским количеством времени. Сегодня профессиональные танцы сродни экстремальным видам спорта, и за них приходится платить здоровьем.
Нет, стопки предложений и контрактов не вырастают после первого, второго, десятого успеха. Постоянный труд, прилагаемый к достижению цели, учит танцоров смирению и уважению к процессу. Каждая победа — личный рекорд.
Любимое и самое важное занятие – всегда бесконечный источник знаний. Можно учиться на всем: на книгах, на передачах, на привычках и интересах известных танцоров, своих учителей, всех людей, чей опыт заслуживает уважения.
Танцор не знает, когда закончится его карьера. Даже незначительная травма может навсегда переместить его со сцены в зрительный зал. Поэтому танцевать каждый день как в последний раз — это заповедь.
Танцор не может контролировать множество вещей: кто нанимает его, кто его увольняет, какая политика в той команде, которой он принадлежит. Важно не размениваться на вещи, которые не поддаются контролю. Потому что только тот танцор, который отдается спорту на все сто, может добиться успеха.
В науке все проверяется экспериментом – любая теория не стоит и копейки, пока не проверена на практике. В танцах правильно только то, что усвоено опытным путем. Причем, для каждого человека итог будет разным.
Танцору ежедневно приходится быть ценным и незаменимым, чтобы оставаться на первых ролях. Чтобы быть ценным и незаменимым, приходится много работать, много изучать и уметь показать себя в нужный момент.
Будь то работа, деньги, слава или количество отжиманий. Но это-то как раз повод для радости. У танцора всегда есть цель в жизни – кого-то превзойти! Но в первую очередь – самого себя.
Рефлексия и самолюбование – худшие друзья человека. Нужно оставить позади и неудачи, и успехи, чтобы жить сегодняшним днем. Танцы – это только сегодня.
А танцы, сами по себе, сделать счастливыми не могут. Танцы – это, повторимся, тяжелый труд. И только отношение к нему играет роль. Вспомните замечательную истину: счастье – это не состояние души, а точка зрения.
Танцор – публичный человек. И каждое его публичное выступление будет обсуждаться, каждая его косточка будет перемыта. Тем более, в интернет-эпоху. Но как говорила то ли Фаина Раневская, то ли Майя Плисецкая, то ли Мэрилин Монро: «Пусть хвалят, пусть ругают. Главное, чтобы не забывали».
Несмотря на все усилия, после всех прекрасных советов танцор иногда терпит неудачу. Неудача является частью жизни. Она может стать катализатором для решительного шага или вперед, или назад. И если бы все всегда получалось с первого раза, то успех бы ценился гораздо меньше.
Кстати, китаец по имени Джия Цзян ведет на своей родине курсы «Терапия отказов»: чтобы научить людей справляться с неудачами, он заставляет их самих нарываться на неприятности. Возможно, пара-тройка сознательных поражений в не слишком важных ситуациях действительно способны помочь.
Есть много причин, чтобы работать бесплатно: ценный опыт, доброе дело, личный интерес. Но есть также много причин и не работать бесплатно. Нужно взвешивать «за» и «против», чтобы не потерять время зря. У танцора не бывает завтрашнего дня, а значит, нужно ценить день сегодняшний.
Но повторение одного и того же действия снова и снова в ожидании другого результата – безумие. Если танцор будет продолжать делать то, что делает, то будет получать все тот же результат.
Ему нужно найти золотую середину, после которой можно или понять, что все получается правильно, или с чистой совестью остановиться и спросить себя: «Может, я что-то делаю не так? Может, надо попробовать по-другому?».
Как перед экзаменами в институте: если студент волнуется и переживает, значит, он нормальный студент. Если танцор чувствует себя полностью готовым к выступлению, значит, он ненормальный танцор. Самоуверенность до добра не доводит.
А еще неуверенность в себе помогает идти на риск. Игра ва-банк – это талант. Жизнь предоставляет больше всего возможностей, когда человек выходит из своей уютной зоны комфорта.
Итак, чему нас учат все эти истины? Тому, что профессиональный танцор – это человек, который заслуживает огромного уважения и восхищения. А уважение и восхищение – благородные цели для каждого человека. Танцуем!