Воронеж – большой город с гигантским процентом молодежи среди прочего населения. Он одновременно осваивает множество танцевальных стилей. В эту секунду очередное па делают сотни танцоров. Но всего несколько десятков из них находятся в авангарде. Мы задали несколько вопросов пятерым воронежским танцорам, занимающимся разными танцевальными направлениями: каждый из них давно танцует, а некоторые являются одними из первых, кто начал развивать «свой стиль» в Воронеже:
1. Когда в Воронеже впервые заговорили о вашем танцевальном направлении?
2. Когда и как вы сами начали танцевать?
3. Какое танцевальное будущее ждет Воронеж?
Узнав ответы, мы попытались представить себе общую танцевальную картину города.
Брейкинг в России начал зарождаться в 90-ых, а в 2000-х стала появляться драгоценная информация, когда выходила программа по «Первому» каналу, где основатели би-боинга в России — Джем Стайл и Да Буги Крю — давали уроки. Также они записали первый в России брейк-клип, после чего танец был представлен широкой публике.
Первые паЯ начал заниматься в 2001 году. В очередной поездке в лагере я увидел ребят, которые пытались крутиться и делать необычные вещи. В эту же смену к нам приехали циркачи, в шоу которых был номер с брейком. После этого я начал пробовать танцевать сам и сразу стало получаться.
Когда вернулся в город, сразу попал на соревнования по брейку. Там было много ребят, таких как я. Судила команда Air Maze — в настоящее время DWWS (брейк-команда из Мичуринска – прим.). Меня заметили судьи и предложили тренироваться с ними. И понеслось.
Потом я начал преподавать, и поначалу было просто, так как большинство танцевальных направлений было для девочек, а многие родители искали что-то для ребят. Я старался быть грамотным, внимательным преподавателем, и после первого года работы у меня было уже больше 20 учеников.
Куда растет воронежский брейк-дансЯ редко вижу народные и бальные танцы сейчас, там своя аудитория. Могу предположить, что эти танцы не сильно завораживают детей. Туда их отдают родители, для которых, в свое время, это было модно. Говоря об уровне развития, я однозначно и со 100-процентной уверенностью скажу, что брейк в Воронеже сейчас развит сильнее всего. Здесь несколько факторов.
Первый фактор – количественный. В городе, по количеству школ, брейк-данс уступает только хип-хопу, так как многие преподают уже спустя год самостоятельного обучения. К тому же, то, что называется «кружок хип-хопа», не всегда таковым является.
Второе — это уровень танцоров и их активность. По моим наблюдениям, уровень танцоров брейка растет быстрее, чем в остальных направлениях, а что касается их активности – поездок на чемпионаты в другие города — то здесь би-бои точно на высоте.
Третье – это, конечно же, количество и уровень воронежских фестивалей для би-боев. Их качество тоже на высоте. На сегодняшний день в городе было проведено порядка 10 фестивалей по би-боингу с участием иностранцев и именитых команд.
Можно с уверенностью сказать, что перспектива развития брейка в городе подошла к отметке 80 процентов, так как практически всем известны современные популярные направления. У нас много фестивалей, много именитых гостей, много информации и легкая доступность танцев. Многих это заставляет бросать развитие или просто-напросто лениться! Но есть в этом и много положительного – те, кому это правда нужно, растут очень быстро. Все время появляются новые течения танца, но, как правило, ими занимаются единицы.
На самом деле, есть еще много вещей, которые нужно сделать в городе для танцев, и уверен, следующее поколение танцоров будет удивлять нас еще больше.
Первая информация о Сontemporary появилась в 2008 году. До сих пор сложно объяснить людям, что это такое. С появлением Эдуарда Боякова и открытием хореографического факультета появился шанс на достойное развитие современного танца (Эдуард Бояков, театральный педагог, с 2013 года является ректором Воронежской государственной академии искусств – прим.).
В тупикеПрофессионализм до сих пор оставляет желать лучшего. Если судить о количестве школ Contemporary Dance, то их много, и они много предлагают. Если говорить о качестве, то все слишком плохо, профессионалов мало. Даже если тренер с дипломом, это не гарантирует качества. Он многого не знает, например, анатомию, что, на мой взгляд, недопустимо.
Брейк был в Воронежской области давно, но больше всего им увлекались в Лисках. Я тогда был всего лишь наблюдателем. Первые би-бои в нашем городе — это, скорее всего, участники команды Advisory (Шурыгин, Градус и т.д.).
Мама-брейкерЯ впервые услышал о брейкинге в 2003 году, когда отправился отдыхать в летний лагерь будучи 13-летним парнем. Там я воочию увидел, как люди крутятся на головах, и попросил их научить меня нескольким движениям. Когда вернулся домой, узнал, что моя мама в свои студенческие года учила брейк (поплокинг, скорее всего, но у них это называлось брейком). Отсюда можно сделать выводы, что в нашем городе хип-хоп обитает давно, начиная с советских времён, просто он забывался и снова приходил, пока не достиг нашего поколения.
С 2007 года мы с другом пытались крутить добытые откуда-то редкие диски и повторять некоторые танцевальные движения. Одно время я занимался в танцевальной студии, но по семейным обстоятельствам и в связи со сложным положением в нашей стране пришлось отказаться от платных тренировок. На пару с другом сменили студию на футбольное поле в лесу, где и продолжили занятия. Так танец и постигали. Дальше появился МУК «Тенистый» (муниципальное учреждение культуры – прим.) — место, где мы смогли свободно тренироваться. Это было наше спасение!
Универсальный танцор будущегоОтносительно уличных направлений, я заметил тенденцию браться за разные стили. Раньше все были «по своим направлениям». Максимум — могли иметь пару движений в арсенале из других стилей. Сейчас многие уличные танцоры становятся универсальными и, я считаю, что это замечательно!
В городе полным-полно крутых талантливых танцоров, очень много. Кто-то ушел в андеграунд и тренируется самостоятельно, некоторые остались просто наблюдать за течением. Не буду приводить примеров — их очень много. Для того, чтобы развитие не останавливалось, нужна связь между танцорами, они должны обмениваться опытом, вдохновлять друг друга, толкать, мотивировать.
Началось всё в 1965 году, когда преподаватель Областного Дома народного творчества Ремира Николаевна Серикова вместе с директором Воронежской филармонии Михаилом Аркадьевичем Голынкером получили задание провести работу по формированию танцевального вкуса у молодёжи. По мнению инструкторов обкома партии, танцевальная культура молодых людей на вечерах, проводимых в здании Воронежской филармонии, была на низком уровне. Танцевали «не те танцы и не так».
В результате «формирования вкуса» в 1965 году появился первый кружок современного бального танца. Но уже в конце 70-ых блистательные наряды танцоров показались партийным работникам идеологически неверными и их начали критиковать – в учебниках, газетах, по радио и телевидению. Слишком много в них было «западного» и «чуждого идеологически». И только с началом перестройки, в 1985 году, были сняты запреты на жанр.
Началась новая эпоха бальных танцев в Воронеже. Я пришла в танцевальный класс в 1994 году, когда все запреты были подзабыты, а танцы переживали новый, мощный виток развития.
СейчасК сожалению, в последнее время мне сложно отслеживать развитие танцев у нас в городе. Однозначно могу сказать, что с одной стороны, бальные танцы пришли в упадок. Это заметно и по уровню исполнения, и по количеству танцующих. Стало меньше конкуренции, все очень доступно. Когда информация в дефиците, ты будешь делать все, чтобы научиться чему-то новому, узнать.
Педагоги ленятся. Участвую ли они в соревнованиях сами? Выезжают ли на танцевальные сборы к лучшим педагогам страны? А как же необходимость «вариться в тусовке крутых танцоров»?
С другой стороны, открывается много школ, наши воронежские девочки становятся чемпионками мира, выигрывают самые престижные соревнования. Думаю, девушкам всегда будет хотеться уметь красиво двигаться под музыку, чувствовать себя грациозной и уверенной в любой обстановке. Социальные танцы тоже набирают потихоньку обороты. Аргентинское танго, сальса, бачата. Они привлекательны тем, что танцуешь с партнером, но нет такой финансовой проблемы, как с бальными танцами.
Меньше стало танцующих детей, наверное, потому что их вообще стало меньше. Но, опять же, начинают больше танцевать взрослые. У них уже есть время, деньги и желание реализовать себя, свои детские мечты.
В 2008 году при поддержке «ТНТ Губерния» случился замечательный проект «Танцуют Все» (не путать с одноименным украинским), где я занял аж второе место. Тогда-то про паппинг в Воронеже, вероятно, и начали широко узнавать.
Начинал я единолично. Не уверен, что удалось привлечь то количество народа, которое мог бы. Работаю над этим до сих пор (Артем основал в Воронеже свою школу паппинга – прим.)
Танец в Воронеже на стабильно среднем уровне. Большого повода, как для стыда, так и для гордости, я не вижу. В тоже время, перспективы для роста есть, и имя этим перспективам — кадры. В Воронеже существуют грамотные педагоги, сильные танцоры (на их счету заслуги общероссийского уровня) и голодные до дел организаторы. Их архимало, но они есть. За ними будущее.
Благодарим за участие в интервью Артёма Бобрешова, Валеру Гимнаста, Игоря Сафонова, Екатерину Лизунову, Екатерину Карташову.
Мы продолжим рубрику бесед с воронежскими танцорами.