Несмотря на широту понятия “современный танец”, мы можем определить его возраст — чуть больше 20 лет. В России он появился после горбачевской перестройки, как реакция на осточертевший тоталитарный режим. Людям захотелось не только свободы слова, но и свободы движений.
Он проник к нам из-за границы, но отказывается жить под влиянием западной моды. Российский современный танец совсем не тот, что на западе. Он живет по другим законам. А традиций в нем, по словам признанных режиссеров-постановщиков вроде роттердамского Аата Хухея, нет вовсе! “На мой взгляд, Россия — единственно «натурально» постмодернистская страна, потому что здесь может быть совмещено все, даже в творчестве одного художника” — сказал он в одном из интервью. А постмодернизм, как мы знаем — это отрицание всех традиций.
За более чем 20-летнюю историю в стране появились несколько известнейших студий современного танца. Они и командуют российским авангардом танца.
Театр “Провинциальные танцы” (г. Екатеринбург)
Признан за рубежом как авангардный и очень неожиданный театр. Основной особенностью театра является его самобытность. “Самый качественный, самый любимый и самый известный в мире российский театр современного танца. Именно «провинциалы» позволяют утверждать, что этот жанр представлен у нас на достойном уровне” — писал в 2007 году о театре журнал “Русский репортер”.
Челябинский театр Ольги и Владимира Пона
Театр учрежден в 1992 году и два раза удостаивался главной театральной премии страны “Золотая маска”. “Мы имеем свою публику, и я думаю, что мы ее сформировали своей 20-летней историей. Это интеллигенция, студенчество, любители танца, любители современного искусства. Собственно, в этом поле, в этом круге мы востребованы. Мы не жаждем, чтобы на нас ломились. Это нам совершенно не нужно. Мы не представляем собой какой-то раздел поп-культуры” — говорит Ольга Пона о своем театре в одном из интервью.
Кинетик-театр Саши Пепеляева (г. Москва)
Лучше нас о нем скажут слова на главной странице сайта театра: “Московская группа современной хореографии «Кинетический театр» является независимым художественным объединением, основанным на сомнениях, предположениях и убеждениях”. А дальше идут пояснения, которые еще больше погружают нас в постмодерн. Театр существует с 1994 года и также признан за границей.
Подводя итоги нашего небольшого обзора, можем сказать, что современный танец в России — это постоянно рефлексирующий постмодерн. Он отрицает все традиции. Как только у него появляются каноны, он безжалостно их рушит новыми сногсшибательными постановками. У современного танца в России нет границ.