Во всех странах мира у людей, мало мальски понимающих танцевальное искусство, словосочетание “русский балет” вызывает уважительный трепет. Оно давно покинуло географические рамки и стало духовной ценностью всего света. Русский балет — это нравственность, величественность, профессионализм и духовность. Таким он был двести, триста лет назад. Такой он и сегодня.
За столетия русская балетная школа достигла звания лучшей в мире. Это мнение далеко не только отечественных мастеров — так говорят ведущие балетмейстеры лондонской, парижской и других школ. Российские танцоры легко узнаются по страсти, заложенной в каждое движение. Их отличает абсолютная вера в решения режиссера и желание “убиться, но добиться”.
Если о Нью-Йоркской школе балета говорят, что ее выходцы обладают “легким дыханием”, то дыхание российского танцора — тяжелое. Произведения, которые ставят на сценах Большого и Марииниского театра, многострадальные, вымученные, потрепанные столетиями. Их надо не танцевать, а переживать.
Сегодня во главу хореографического угла встала индивидуальность режиссера-постановщика: нетрадиционный выбор музыки, новые па, необычные костюмы. Но тут есть своя хитрость: надо знать границы индивидуальности. Если режиссер плюнет на традиции балета, то ответ публики может быть столь же резким. Ведь балет любят за консерватизм: за то, что в Большой театр можно одеть платье в пол и смотреть на сцену через золотой театральный бинокль.
Для сравнения, раньше балет ценился исключительно за неизменную приверженность канонам. В России, например, никогда не было таких отрицаний, как постмодернистский балет. Что бы ни творилось в стране, классические постановки шли по расписанию.
Театры русского балета приравнены к школам балета. И их сегодня так много, что за день не осилить: дагестанский, бурятский, самарский. Но есть несколько самых-самых, со столетними традициями и прима-балеринами нарасхват. Вот они:
Большой театр — это храм мирового балета, расположенный на Театральной площади в Москве. Предпочитает классику, но не чурается экспериментов. Кстати, недавно Большой театр заключил контракт с YouTube и теперь его постановки можно смотреть в прямом эфире.
Михайловский театр — здесь начинала свою карьеру Наталья Осипова. Здесь она стала прима-балериной. Когда она танцевала Жизель, было слышно, как в зале бились сердца. Расположен театр в Санкт-Петербурге на Площади Искусств. Михайловский, со времен своего творческого “воскрешения” в 2007 году, любит возмущать танцевальное спокойствие.
Мариинский театр — основан по приказу Екатерины Великой в 1783 году. Расположен в Санкт-Петербурге. Сегодня считается одним из крупнейших и известнейших в мире. Мариинка всегда была самым западным и самым передовым в художественном плане театром России.
Она осталась прежней, хоть с нами и не согласится Майя Плисецкая. Балерина сказала, что раньше балет был сочетанием удивительной пластики и тонкой музыкальности, а сейчас он более техничен и менее чувственен. Но зрители по-прежнему падки на духовность, ругают эксперименты и молятся на прима-балерин. Мир по-прежнему восхищается русским балетом, а его лучшие балетные охотятся на наших “прим”. Еще одно подтверждение постоянности души — театры, пережившие столетия, по-прежнему находятся в тренде. Теперь эта классическая душа транслируется в Twitter и “Вконтакте”, на YouTube и Facebook. Но даже там она всеми силами цепляется за вековые традиции и доносит их до зрителей и читателей.
Душа балета становится нам все ближе и ближе.