Современный танец настолько широкое понятие, что его точное определение не удастся сформулировать, пожалуй, никому в ближайшие десятилетия, пока продолжается его активное и повсеместное развитие. Вместо того, чтобы пробовать объять необъятное, мы хотим рассказать о людях, которые сыграли важную роль в его истории. После небольших рассказов приведены их цитаты. Надеемся, они помогут вам приблизится к пониманию того значения современного танца, которое было у его создателей и исполнителей.
Французский певец в 23 года лишился своего прекрасного голоса. В этот момент его посетила идея танцевальной «постановки эстетики человеческого тела». Она преследовала его всю жизнь, находила выражение в театральных постановках и хореографических курсах.
В своем труде «Наука прикладной эстетики» Франсуа разделил движения тела на три части:
Эта идея, в основе которой не только техника, но и отношение танцора к происходящему, произвела революцию и легла в основу современного танца. По Европе и Штатам прокатилась болезнь, которую сегодня историки называют «дельсартовским помешательством».
«Искусство есть материализация идеала и идеализация материи». (Франсуа Дельсарт)
Австриец с французской фамилией придумал набор ритмичных упражнений под музыку и назвал их «Ритмикой». Упражнения были предназначены не для гимнастики, а для того, чтобы студенты хореографических школ учились танцевальной экспрессии. «Ритмика» открывала им движение, которое присуще самой музыке (раньше считалось, что музыка стационарна).
«…движение становится искусством благодаря ритму. Только музыка достаточно
быстро и непосредственно воздействует на наши нервные центры, чтобы давать движущемуся телу импульсы». (Эмиль Жак-Далькроз)
Чтобы исполнять современный танец в XVIII веке, нужно было иметь как минимум свободомыслие и беспечность. Как максимум — смелость, веру в демократические идеалы и упрямство. Идти против танцевальных традиций было опасным делом: все равно, что девушке из благородной семьи выйти замуж за свинопаса.
Три танцовщицы из Соединенных Штатов — Айседора Дункан (в будущем — жена Сергея Есенина), Руф Сэнт Дэнис и Лои Фуллер — не побоялись идти против общественных устоев, закрыли глаза на традиции Викторианского костюма и освободили свое тело. Движениям они учились у Франсуа Дельсарта — девушки воплотили в жизнь его идеи, сделав современный танец своей любовью и профессией.
«…столько лет во всем мире мне приписывают желание возродить античный танец! Это так неверно! Я работала, изучая античную скульптуру, вазовую живопись и отдельные, зафиксированные в живописи и скульптуре моменты античного танца, но я видела в них лишь непревзойденные образцы естественных и прекрасных движений человека. Мой танец не танец прошлого, это — танец будущего». (Айседора Дункан)
Если женщинам было нелегко, то мужчинам было чертовски сложно. До начала XX века танец считался запретной профессией для американских мужчин. Теду Шону, который учился на богослова, удалось переступить через эти нормы. Сегодня его называют «Отцом американского танца».
В 1911 году он увидел на сцене Руф Сэнт Денис и влюбился в танцовщицу. Три года он ходил по ее постановкам, и наконец, в 1914 году, пришел на просмотр сам. Вскоре он стал ее партнером по танцам, а затем и мужем. В 1915 году они основали «Денишон» – школу танца, которая долгое время задавала моду на модерн.
«Я полагаю, что танец сообщает самые глубокие, самые высокие и наиболее духовные мысли и эмоции человека намного лучше, чем слова, разговорные или письменные». (Тед Шон)
История современного танца также сложна и неоднозначна, как и сам современный танец. Историки уверены в одном — этот танец сыграл роль в раскрепощении людей и внес небольшую, но свою лепту в то, что мир встал на демократические рельсы. Эти люди, оставив позади много традиций, помогли ему в этом своим трудом, делом своей жизни.