Воронеж

Студенческая, 17

232-48-22

8 (929) 008-88-21

Танцевальная мудрость Ульяны Чепуриной

Мне всегда нравилось учиться.


Ульяна, как ты работаешь над собой? Над своим мастерством, техникой и импровизацией?

Над техникой работаю, посещая регулярные технические уроки в школе ByeBye Ballet (там же преподаю) и мастер-классы приглашенных педагогов. Разбираю материал на занятиях и, если потребуется, потом самостоятельно в зале. Мне всегда нравилось учиться: и по сей день я учусь у нескольких педагогов, которые преподают разные техники современного танца (floor work, техника Каннингема, также хожу на балетную гимнастику и растяжку, мастер-классы по танцевальному репертуару, гаге и т.д.). Работа с большим количеством педагогов и техник позволяет всестороннее изучить современный танец и стать танцовщиком с большим диапазоном.

Я стараюсь заниматься ежедневно: либо прихожу к кому-то на класс, либо сама работаю в зале и что-то сочиняю для своих учеников или для себя, могу разбирать материал с мастер-классов, импровизировать. Бывает, участвую в танцевальных проектах как исполнитель, и тогда добавляются репетиции, работа в группе.

Насчет импровизации: посещаю мастер-классы по импровизации, гаге, курсы по танцевальному театру. Со временем формируется система инструментов и представлений, на что обращать внимание при импровизации, с какими задачами работать. Это откладывается в голове и в теле и само собой возникает в процессе. Для меня неотъемлемая часть мастерства – наличие у хореографа/танцовщика развитого художественного вкуса. Это проявляется в хореографии, режиссуре, музыке, идее постановки и т.д. Понятно, что у каждого свой вкус, но вряд ли мы будем спорить, какая литература ценнее: детективы Донцовой, которые вы забудете через неделю, или романы Достоевского? Я понимаю, что творчество всегда делилось на массовое и элитарное. Но мне всегда хотелось стремиться в сторону искусства, и я с большим уважением отношусь к тем, кто создает искусство или стремится к нему.

Я думаю, что неотъемлемая часть мастерства – это образование/самообразование. Я смотрю спектакли мировых хореографов, анализирую импровизации передовых танцовщиков, стремлюсь учиться у лучших. Я целенаправленно посвящаю много время поиску на youtube/vimeo/instagram танцевальных видео. Все это обогащает представление о пластике, танце, дает понимание, в какую сторону движется танцевальный мир, как сейчас танцуют, визуально вдохновляет и откладывается в сознании. Я читаю литературу про танец (и даже в университете писала диплом на тему истории танца модерн, хотя я заканчивала исторический факультет). В интернете можно найти книги про танец, интервью с хореографами, рецензии и т. д.


Быть идеалом – скучно.



Что ты посоветуешь танцорам: как работать над собой? С чем бороться и что делать в первую очередь?

Если у танцора есть желание технически расти, то, конечно, надо чаще посещать регулярные занятия и мастер-классы, ездить на них в другие города, схватывать материал и работать с ним. Постараться больше времени заниматься танцем, телом – чем чаще, тем лучше. Ходить к разным педагогам. Быть внимательным к словам своих учителей (мне многое дает наблюдательность и умение слышать, что говорят). Если на мастер-классе преподаватель сказал интересную мысль – запомнил, записал, обдумал и работай над ней. Нужно не только смотреть/читать про танец, но и интересоваться другими видами искусства. Также помогает опыт преподавания или постановочной деятельности, когда тебе нужно объяснить кому-то или самому себе, что ты делаешь, становишься более осознанным. На мой взгляд, важно получать обратную связь о себе: о своем творчестве (если ты постановщик) или о технике/импровизации. Всегда можно обратиться за честным отзывом к педагогам, коллегам или простым зрителям, спросить о том впечатлении, которое вы производите. Я проходила и прохожу через этот этап (на фестивалях члены жюри, как правило, разбирают постановки, дают советы, можно обратиться к друзьям, танцорам). Всегда фиксировала для себя замечания/дополнения и по возможности работала над ними. Это полезно и интересно! Главное, не обижайтесь. Наоборот, прекрасно, когда есть над чем работать. Быть идеалом – скучно).

С чем бороться в первую очередь? С ленью и своими страхами. Помнить, что «профессионалами не рождаются, ими становятся». Не расстраивайтесь, если что-то не идет с первого раза, все проходили через «не получается/не понимаю/не красиво делаю/не успел/не запомнил».


«Вдохновение» не свалилось на меня во сне, а было результатом работы.



Что для тебя «вдохновение»? Нужно ли его искать?

Для меня в слове «вдохновение» все-таки есть магический оттенок. Ведь не на каждой своей тренировке мне удается создать что-то особенное. Мне кажется, что вдохновение – это некий порыв, но он формируется в результате постоянной работы над собой, о чем я писала выше: развития своего тела/техники, своей танцевальной мудрости, открытия для себя новых способов движения. Влияют и внешние/внутренние события жизни. Весь этот путь и приводит в какой-то момент в состояние «вдохновения». На своем примере опишу, как однажды сделала соло «Пол умирает», которое было отмечено многими экспертами и зрителями. Я искала в интернете, что посмотреть, и подвернулся трейлер спектакля Джеймса Тьери, а в нем звучала мелодия Филиппа Гласса. Я подумала, какая интересная музыка, и сохранила ее для себе. Сделала перевод с английского, оказалось, что это сцена из оперы, написанной по мотивам книги Жана Кокто. Это была нестандартная для танца музыка, я не нашла в интернете ни одного танца, поставленного под эту композицию, хотя, на мой взгляд, это очень богатый материал. Затем я прочла книгу Кокто, обдумала персонажа и начала ставить. Это я к тому, что «вдохновение» не свалилось на меня во сне, а было результатом работы. Одно приводит к другому, главное, быть в процессе, быть открытым и активным.

Автор:


Для ваших вопросов