Статьи об этом направлении танцев в сети переполнены прилагательными в превосходной степени: «самый зажигательный», «красивейший», «наиболее чувственный» вид парных танцев. Представление о латинских танцах в основном сводится к привычному набору популярных в России социальных танцев (сальса, бачата, кизомба, аргентинское танго), а также знакомым всем пяти танцам программы спортивных бальных танцев (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). Самобытная культура народов Южной Америки (еще до испано-португальской колонизации) стала основой для формирования огромного количества танцев. Один только Аргентинский фольклор насчитывает от 200 до 600 видов танцев, а ведь есть еще Бразилия, Куба, Мексика, Боливия…
Но в середине 15 века, с началом испанской колонизации Америки, которая была совершена преимущественно мужчинами (до 380 т. переселенцев были одинокими испанцами), влияние испанской и португальской культуры и музыки не могло пройти бесследно для танцев континента. Испанцы создавали семьи с коренными индейскими женщинами и воспитывали детей в симбиозе культур, который мы сейчас называем культурой (в том числе и танцевальной) Латинской Америки.
Бразилия — это, в первую очередь, самба🙂 Кстати, в португальском языке (да-да, Бразилия бывшая португальская колония) слово samba мужского рода. Изначально самба была танцем африканских рабов (а рабство в Бразилии отменили не так давно, в 1888 г.), затем коллективным танцем уличных шествий и карнавалов. Преисполненная множеством барабанных ритмов, она так полюбилась бразильцам, что распространилась на всю страну и приняла множество разных форм. Сейчас самба изучается как парный, так и сольный танец, исполняемый в группах или в одиночку.
Форро — парный танец, завоёвывающий все большую любовь в Европе. Исполняется партнершей на очень высоких полупальцах, часто с большим количеством вращений, требует грамотного ведения партнером в паре и бдительного «послушания» со стороны партнерши. По основной версии значения названия — слово forró происходит от английского выражения «for all» (для всех — англ.). Английские инженеры при строительстве Великой западной железной дороги (Great Western Railroad) устраивали танцы по выходным как для своего персонала, так и для населения в общем («for all»).
Капоэйра — боевое искусство-танец. Что из этих двух понятий поставить на первое место в определении — сказать сложно. При профессиональном исполнении действительно используются боевые элементы, акробатика и боевые стойки. Все это сопровождается национальной бразильской музыкой, дружеским, неагрессивным спаррингом, поддержкой присутствующих. С португальского capoeira — клетка для кур, а также место, где кормят кур, что позволяет провести забавную аналогию:) Но, как и любое мастерство, капоэйра требует тяжелой физической подготовки и долгих тренировок.
Аргентина — это, конечно, танго. Tango — в переводе с одного из африканских языков — «танец под звук барабана». Изначально исполнялся только мужчинами. В начале 20 века в месте с музыкантами и танцорами танго отправилось в Европу и покорило её. В 2009 году, на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО, танго, как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио де ла Плата, было внесено в список нематериального культурного наследия человечества. Существует множество стилей аргентинского танго, а также типов, различаемых по виду музыки.
Чакарера — парный фольклорный танец, исполняемый под быструю весёлую музыку и носящий шутливый характер с элементами игры и флирта (поскольку, как и большинство аргентинских фольклорных танцев, символизирует ухаживание мужчины за женщиной). Chacarero — это человек, который работает в поле. Чакареру преимущественно танцевали в сельской местности, но впоследствии она проникла и в городскую культуру.
Такие страны как Куба (родина мамбо, румбы), Доминиканская республика (бачата, меренге), Пуэрто-Рико (реггетон) так же входят в состав Латинской Америки, а значит и танцы, которые они привнесли в мировое культурное наследие — являются по истине «латиной». Интересен факт того, что сальса объединяет множество стилей и их вариаций, но официальное развитие получила в Нью-Йорке, в 1960-1970 годах, благодаря кубинским и пуэрто-риканским иммигрантам. Хотя родиной сальсы можно по-прежнему считать Латинскую Америку, ведь основой этого танца является гибрид музыкальных стилей, смешанных с поп-музыкой, джазом, роком и R&B.
Некоторые латино-американские танцы основаны на грустных историях. Например, немногие знают, что в основе веселого танца Ламбада лежит песня о разбитом сердце юной девушки. А романтичную батату изначально танцевали в самых низших и бедных слоях общественности в Доминиканской республике в момент глобального экономического кризиса. Единственной отдушиной для голодных доминиканцев был танец, который назывался дословно «музыка горечи». С течением времени и распространением танцев повсеместно, их изначальный смысл и настроение сильно изменились.
Изучать популярные направления латиноамериканских танцев можно и в Воронеже. Школы проводят открытые уроки и танцевальные вечеринки в помещениях и на открытом воздухе. Часто можно видеть, как в парках в хорошую погоду танцоры исполняют танго или сальсу, в парах или группами, приглашают присоединиться всех желающих. Если вы даже не очень сильны в базовых элементах, но чувствуете внутри себя непреодолимое желание танцевать под латинскую музыку — пробуйте! Придется перебороть внутреннее стеснение и скованность, но насколько глубокой будет в итоге благодарность самому себе, за решительность и возможность исполнить давнюю потайную мечту — ТАНЕЦ.