Хаус танец зародился в хаус клубах. Так как вечеринки в хип-хоп клубах часто заканчивались стычками различных уличных банд, облавой полицейских и стрельбой, то люди стали искать место, где можно спокойно потанцевать, найти новых друзей, а возможно и завести более глубокие отношения. Таким местом стали клубы, где играла музыка с характерной глубокой бочкой и ускоренным битрейтом. Самые известные из них – Warehouse, Paradise garage, Loft. Это клубы, объединённые идеей равенства, веселья и любви. Отсюда как раз и вышло знаменитое выражение THE HOUSE IS LOVE. В хаус клубы сходилось большое количество разномастных танцоров: кто то танцевал хип-хоп, кто-то латину, кто-то степ, кто-то брейкинг, кто-то джаз – и всё это смешивалось в едином потоке, задаваемом сочными ритмами.
Изначально никто не думал о названии и формировании нового стиля, молодые люди просто приходили в клуб, встречались с друзьями и весело проводили время. Всё изменилось, когда волею случая в популярный в Нью-Йорке клуб зашла отдохнуть гастролирующая артистка. Её привлекли необычно танцующие ребята. Подойдя к одному из них, а это был тот самый Caleaf Sellers, она спросила: «как называется стиль, который вы танцуете?» Немного смутившись, так как ни о каком стиле раньше и не было речи, он выпалил: «Это House». Услышав ответ, она им предложила отправиться с ней в тур и поддерживать её творчество танцем. Вот так из клубной, молодёжной среды, новый стиль танца начал своё движение. А дальше – больше: начали создаваться команды, которые путешествовали и давали шоукейсы по всему миру, съёмки видеоклипов с участием танцоров стиля, ну и конечно фестивали уличного танца с баттлами и неминуемым судейством. Передовые танцоры, благодаря кому хаус теперь живёт не только на американском континенте – Caleaf Sellers, Marjory Smarth, Ejoe Wilson, Sekou.
В хаусе можно выделить подстили:
Джекинг – танец разнообразных грувов, где работает все тело: корпус, ноги, голова.
Футворк – всё понято, работа ног.
Лофтинг и флурворк – работа в нижних уровнях.
Что касается баттлов, то единственный по-настоящему баттловый стиль это брейкинг, об этом говорилось, и не единожды. Остальные стили уличного танца, иногда для правильности их определяют в понятие urban dance, это танцы вечеринок, хорошего настроения и общения. Потому баттл занимает в хаус культуре не самую главную роль. Тот, кто бывал на хаус вечеринке или на баттле, где определяющим является только один стиль, подмечают особую атмосферу поддержки, открытости и желания делиться информацией, что естественно способствует дальнейшему желанию развиваться.
В России хаус появился благодаря компании энтузиастов, ребят, которые уже практиковали хип-хоп и брейкинг. В середине нулевых они достали видео-кассету с записью одного из первых Just Debout. Увидев хаус, они не совсем его поняли, но один из них настоял, что это очень круто и совсем скоро этот стиль взорвёт танцполы многих фестивалей. Друзья переглянулись, и стали по крупицам собирать информацию, запираясь в залах и оттачивая технику.
Что же касается хореографии, то хаус – это один из «нехореографичных» стилей. Зрелищные постановки скорее основываются на небольших совместных фразах, и вся основная часть отдаётся импровизации, выдержанной в общей концепции и ведущей линию идеи до конца номера.
Хаус – это танец про общение. Мы нередко можем видеть как на баттлах танцоры, стоящие против друга, начинают танцевать вместе, общаясь на общем языке танца; как один танцор подстёгиваемый ритмом начинает перемещаться по кругу и через мгновение мы уже видим, как этот круг подхватывают все, кто стоял рядом. Хаус приветствует самовыражение, личное мнение танца, а если ты с ним честен, то твой стиль рано или поздно оценят.