Парные танцы гениальны. Но гениальны они только тогда, когда между партнерами не просто необходимость делать па, а взаимосвязь на уровне мыслей. Когда один понимает другого даже по движению кисти. Когда слова «ведущий» и «следующий» уже не корректны.
Да что там, они некорректны всегда. Потому что только отказавшись от них, танцевальная пара действительно может показать класс.
Не будем голословными и возьмем в качестве аргументов размышления Ричарда Пауэрса, танцора и преподавателя танцев в Стэнфорде. Его 35-летний опыт работы на стороне истины.
Он видит две причины отказаться от разделения ролей в танцах:
Когда-то женщины не могли ходить в штанах, получать высшее образование и иметь свое мнение. В танцах об этом им лишний раз напоминалось: вы красивое приложение к мужчине, вас можно крутить и вертеть, а вы должны мило улыбаться и быть покорной.
Даже после того, как ситуация на Западе начала меняться, профессиональный танцпол оставался консервативным, как и сто лет назад.
Чемпион Британии по бальным танцам Виктор Сильвестер в 1927 году дал дамам такой совет: «Просто предоставьте себя своему партнеру». И Артур Мюррей оказался солидарен со своим коллегой: «Танцпол – это место, где слабый пол должен оставаться слабым».
Но дамы были не согласны. Кортни Кастл, танцовщица, писала в своих заметках: «В эти дни равенства полов на танцполе мужчина по-прежнему остается боссом. Именно он решает, какой сейчас мы будем делать шаг. Он разрабатывает схему танца и выполняет большую часть работы, в то время как его партнерша остается просто красивой картинкой».
Ситуация сохранялась до середины прошлого века. С тех пор мы стали умнее и уважительней по отношению к товарищам по танцполу. А термины «вести» и «следовать» оттягивают социальные достижения обратно, в темные времена бальных танцев.
Дамы не «следуют». Они интерпретируют сигналы, которые отправляет им партнер. Разве острую отзывчивость можно посчитать пассивностью? Тем более что она требует осознанности, внимательности и опыта.
Сигнал может быть истолкован неверно, однако, «неправильное» понимание имеет право на жизнь, потому что может «родить» нечто новое, непривычное и интересное. Поэтому мужчина тоже должен улавливать сигналы и позволять партнерше незаметно вести – хотя бы в рамках эксперимента.
Преподаватель танца Исраэль Хитон из Университета Бригама писал: «Если партнерша не понимает сигнал, танцор должен применить чуть больше силы и настойчивости, чтобы подсказать ей следующее движение». Но сила никогда не будет выходом. Никто не мешает тихо обсуждать движения во время танцев. Тихие, дружеские советы помогут избежать споров.
Итак, вместо глаголов «вести» и «следовать» можно использовать глагол «доверять». Партнеры не предписывают движения, а только предлагают их. Это двусторонний обмен. Понимать друг друга также важно, как уметь отлично двигаться.