Как вы представляете себе классического ямайского диджея? Наверняка он должен быть в дредах, цветастой рубашке на голое тело, черных больших очках, с бокалом рома в одной и диджейской вертушкой в другой руке. Этот образ в точности совпадает с внешностью легендарного Dj Kool Herc или Кул Герка (Херка), имя которого частенько упоминается в статьях по истории хип-хопа и брейкибита. Сейчас ему почти 60 лет (родился в 1955 году), у него камни в почках и почти лысая голова, но он продолжает устраивать самопальные вечеринки или зажигать гигантские клубы, показывая диджеям-юнцам, как надо обращаться с вертушкой.
На огромной Нью-Йоркской вечеринке, посвященной 40-летию хип-хопа, которая прошла 14 ноября 2013 года, DJ Herc был главным почетным гостем и лично поставил гостям несколько треков.
Свое прозвище Клайв Кэмбелл (он же Кул Герк) получил на уличных баскетбольных площадках, показав себя молодцом со странными манерами поведения и высоченным ростом. Правда, тогда его звали Геркулесом. Никнейм сократился, когда Клайв в конце 60-ых присоединился к команде граффитистов.
Кул переехал в Бронкс из Ямайки. Вместе с собой он привез несколько славных южных ритмов, которые по памяти воспроизводил на уличных танцплощадках, где собирались любители потанцевать брейк. Он «ставил» музыку нонстопом, несколько уличных поэтов начитывали на нее свои стихи или от души фристайлили, пока чернокожие танцоры притягивали внимание прохожих невероятной акробатикой. Тогда еще не шло речи о хип-хопе – просто большие тусовки под ритмичную музыку для бедных кварталов.
В 1972 году Кул Герк придумал Merry-Go-Round – музыкальный ритм, предтеча современного брейкбита, в котором есть много барабанов и электронной музыки. Он исполнялся на первых в мире диджейских сетах, авторство которых принадлежит Кул Герку.
Диджей Африка Бамбаата придумал слово «хип-хоп» в 1974 году, но еще в 1969-ом Кул Херк на одной из вечеринок заорал «B-boys, are you ready?!». Слово b-boys – это сокращение от break boys и в переводе означает «брейкдансер». А брейкданс – неотъемлемая часть хип-хоп культуры, жизни улиц, и его уже не воспринимают как что-то отдельное. Поэтому, если об Африке говорят как об отце хип-хопа, то о Кул Герке – как о его дедушке.
Если на тусовке не было Кул Герка, то это была не тусовка. Музыкант умело сводил пластинки с блюзом, фанком, битом, чтобы включать их на всю ночь. Его прозвали Master of Сeremonies – сокращенно MC. Статус диджея приобрел таинственную торжественность, огромную значимость и почет: он стал все равно, что глава масонской ложи среди чернокожего населения Бронкса.
Вслед за Kool Herc появились другие диджей, но он навсегда остался первым среди первых.
Мы нашли пару интересных цитат этого «Шекспира» от хип-хопа. Привет Ямайке и Бронксу 70-ых!
«Хип-хоп — это голос этого поколения. Даже если ты не вырос в Бронксе 70-х, хип-хоп все равно для вас. Он стала мощной силой. Хип-хоп связывает всех людей, все национальности, весь мир вместе».
***
«Если вам не нравится та хип-хоп тусовка, которая есть рядом, то просто создайте свою. Так и происходит развитие».