В кругах танцоров (а в последнее время – во всех кругах) словом «байт» обозначают плагиат, словом «байтер» — того, кто занимается плагиатом, плагиатора; говоря «сбайтил что-либо» имеют в виду «украл что-либо». Обозначают байт/плагиат/воровство – стуча локтями и недовольно глядя при этом на соперника.
Поскольку слово «плагиат» (и его лексическое значение) не так популярно среди танцоров, как, например, слово «флоу», мы попробуем привести доступный пример:
Танцор по имени Арсений, тренируясь в Урюпинске, научился крутиться на спине. Этот элемент придумал не он, он видел его прежде и, вдохновившись, научился без задней мысли, искренне считая этот элемент базовым, стандартным, доступным для всеобщего исполнения без упреков в воровстве (на текущий момент крутиться на спине можно без опаски, на такое локтями не стучат – хотя у этого движения тоже есть автор, первый исполнитель, оно тоже когда-то было проявлением чьей-то индивидуальности, чьей-то «визитной карточкой» и когда-то считалось таким же физически сверхсложным и трудноповторимым, как сегодня полтора твиста с одного запястья). Затем Арсений, бессонными ночами ломая голову и стерев полспины на тренировках, дополняет кручение своим личным оригинальным захватом за ногу рукой через голову (не стоит слишком точно себе это воображать, достаточно понять, что всякие другие захваты во время кручения на спине он видел, а вот такого – не видел ни у кого, хоть и занимается N лет и просмотрел N*1000 видеозаписей с кручениями на спине). И никто из его знакомых, у кого он интересовался, не видел такого движения нигде и ни в чьем исполнении. Это новое кручение Арсений считает своим собственным, себя он считает его автором, и, что очень важно, он и вправду ни у кого это движение не своровал (не «сбайтил»).
Проходит год. В Урюпинск на батл приезжает всемирно известный танцор по имени Снегирь из Москвы. Он наблюдает новое кручение Арсения и запоминает его, и, пару раз попробовав, повторяет. Затем, приезжая на чемпионаты мира он делает это кручение и это видят миллиарды зрителей, ибо трансляции чемпионатов идут по всей планете. Движение становится известным в связи с тем, что его исполнил Снегирь. Когда он светит этот кручение, никто не стучит ему локтями, потому что мало кто знает про Арсения из Урюпинска. По факту, Снегирь – единственный, кто может сказать, что движение не его собственное, так, чтобы этому поверили.
Проходит год. Арсений из Урюпинска собирает денег и приезжает на чемпионат мира – пусть даже просто покачать в кругах, а не участвовать. Однако стоит ему сделать кручение, которое придумал он сам – окружающие стучат локтями и кричат ему «Байт», имея в виду то, что автором считают Снегиря – ведь в его исполнении они увидели это движение гораздо раньше (и, как часто бывает, не в худшем исполнении). Совесть Арсения чиста, однако общественное мнение на стороне того, кто раньше засветил движение – или на стороне чемпиона мира, как более известного танцора. Ведь не станет же чемпион мира воровать чужие движения?
Арсений может не обращать внимания на критику, но на всех батлах ему стучат локтями, иной раз даже судьи показывают против него, потому что тоже видели это движение у Снегиря.
Допустим, что Снегирь засветил движение в 2012-м году, а у Арсения есть видеозапись, где он делает это движение ещё в 2011-м. Это видео поможет ему избавиться от самых жестоких упреков со стороны фанатов Снегиря, особенно, если он будет возить с собой проектор и перед каждым батлом показывать на общий обзор, чтобы постепенно везде, где он побывал, его перестали обвинять в воровстве (в байте). Ещё есть вариант выложить видео в Youtube, и, проиграв батл из-за того, что он байтер, объявить в микрофон, что, мол, это не так, все посмотрите видео по такому-то адресу. В общем, в существующей системе, у Арсения довольно-таки много вариантов отмыться от репутации байтера, если ему повезло и у него действительно сохранилось такое старое видео. Другой вопрос – все ли движения мы записываем и выкладываем, и всегда ли так было.
Но история не заканчивается. Танцор из Катовице, по имени Вроцлав, давно не занимается танцами. Но такое же кручение, как у Арсения, и у Снегиря он сам придумал и исполнил ещё в 2006-м. И у него есть видео, и он это видео выкладывает на всеобщее обозрение в Youtube.
Все теперь могут с чистой совестью обвинять Арсения в байте. И, в существующей системе, ему нечем будет крыть. Его репутация, его возможная карьера похоронены, хотя совесть его чиста.
Это работает сегодня. И многие считают это справедливым.
В приведенном примере многие согласятся, что байтер – Снегирь. Но в жизни все соглашаются с тем, что и Арсений байтер, особенно, если у него нет оправдательного видео.
Автор статьи сам является танцором, и сталкивался с подобной ситуацией. И вот, что он говорит:
Летом 2013 года я думал над этим вопросом, и с тех пор никому не стучу локтями – разве что в шутку. Лично я, увидев движение, которое сам делал лет 10 назад, скорее подумаю, что тот, кто его выполняет, дошёл до него независимо от меня, чем украл его сознательно. В любом случае, даже если у меня есть подтверждающее видео, а у него – нет, я не считаю себя вправе обвинять кого-либо в воровстве. «После этого – ещё не значит вследствие этого». Мы можем доказать лишь, что делали движение тогда-то, с помощью видео. Но из этого ещё не будет следовать, что каждый, кто исполнял такое же движение позже – плагиатор/байтер/вор. Поэтому я и не стучу локтями даже тогда, когда замечаю не одно движение, а целый танцевальный образ, включая одежду и никнэйм, похожие на увиденные мною прежде. Ведь вполне может быть такое, что это человек того же склада ума, учившийся по тем же записям, или имеющий похожий вкус, и оттого похожий на другого. Конечно, чаще всего, это не совпадение, чаще люди действительно повторяют популярные движения или подделываются под известных танцоров, или клонируют стиль – но ДОКАЗАТЬ это я не вижу возможности, даже с помощью видео, так как, повторяюсь post hoc non est propter hoc. Я могу Утверждать, или Заявлять или Обвинять, Стуча Локтями и Выкрикивая «Байт» — но впоследствии танцор может выложить видео, где все, что он делает, он делал раньше, чем тот, кого я считал автором. И тогда выйдет, что я облил грязью честного человека. Поэтому, лично мне совесть не позволяет так строго подходить к оценке чужого танца.
Автор статьи — Анатолий Кармазин