Воронеж

Студенческая, 17

232-48-22

Языческие пляски Древней Руси

Самый первый, по мнению исследователей, русский танец мы любим до сих пор — это хоровод. О нем стало известно еще из летописей V-VI веков. Хоровод был типичным языческим обрядом поклонения Ярилу — богу солнца. Древние славяне верили, что если как следует поводить круги с песнями и плясками всей деревней, то это задобрит гневливое божество и подарит отменный урожай.

Другой обряд, требовавший танцевального сопровождения – сжигание мертвых. Это делалось на алтаре, который в те времена назывался «крада». Производное название танца – «Крадица». Согласно поверью, руки танцующих женщин – это крылья жаворонков, относящих душу в иной мир.

Танцами сопровождались начало и конец жатвы, праздники равноденствия, проводы лета и встреча осени. Святочные колядки породили отдельное направление в музыке и танцах, дойдя и до наших дней.

Хороводы и пляски у князей и крестьян сопровождались игрищами во славу древних богов: это были постановочные бои и игры-танцы. Вместе с языческой, тут была и социальная составляющей, говоря современным языком: избавиться от стресса, найти вторую половинку. Что интересно, игрища продолжались и после Крещения Руси: «…вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище-бесом задуманного действа, – а церкви стоят пустые» — пишет монах Нестор в «Повести временных лет».

В VIII на Руси начал зарождаться «капитализм». Про это слово еще ничего, конечно, люди не знали, но с успехом продавали на ярмарках все, что душе угодно — от сластей до коней. И для того, чтобы заманивать покупателей к себе в лавки, торговцы нанимали скоморохов. Древнерусские клоуны развлекали гостей ярмарки и превращали ее в танцевальный балаган. Вместе с передвижными ярмарками по Руси перемещались новые пляски, появлялась мода на танцы и вместе с ней признанные «звезды» своей эпохи. Русские народные танцы становились повсеместными и закреплялись в истории.

Вместе со скоморохами на Руси появляются сценические формы танца, где у каждого участника своя роль. Скоморохи изображали бояр и крестьян, кривлялись под звуки дудок и балалаек — это стало предпосылкой не только для простонародных танцевальных постановок, но и для балета, который официально появился только в XVII веке. Танцевальные роли с тех пор проявляются даже в простонародных деревенских гуляниях: мужчины играют роль бодрых молодых петушков, а девушки наоборот — воплощают лебединые плавность и величавость.

Общие характеристики народных танцев Древней Руси

Древнерусские танцы имеют под собой языческий фундамент: они придумывались на Масленицу и Святки, в ночь на Ивана Купалу и Солнцеворот. Их объединяет задор и юмор, которыми пытались задобрить десятки божеств. В каждом движении был символический смысл, который черпался из окружающей природы – солнца, листьев, воды. Вместе с тем, у этой всепоглощающей языческой обрядности были и другие цели. Социальные: отдых от повседневных забот, нахождение пары для создания семьи. Творческие: выражение чувств и мыслей людей к жизни и к миру.

Автор:


Для ваших вопросов