Воронеж

Студенческая, 17

232-48-22

8 (929) 008-88-21

Танцы с медведем и другие древние русские пляски

Русских народных танцев так же много, как и самих народов на Руси. В каждой деревеньке придумывали свои развлечения. Частенько они пересекались с плясками других регионов, так как путешественники с балалайками были всегда. Мы расскажем вам о нескольких самых популярных древних плясках, которые сейчас разобраны на танцевальные элементы и «растасканы» по другим, более поздним танцам. Об этих народных забавах сообщают летописи и березовые свитки, они передавались с молвой по деревням Руси и исполнялись на княжеских пирах. 

Танцы с медведем

Именно эти танцы первыми упоминаются в русских летописях: пляски с медведем демонстрировались Вещему Олегу во время его визита в Киев после победы над греками (907 год).

Ни тогда, ни сейчас в постановках живые медведи не использовались (иначе люди быстро бы натанцевались). Несколько человек рядятся в шкуры или медвежьи «костюмы» и всем своим видом изображают неуклюжих животных, в то время как танцоры-люди прыгают и танцуют вокруг них, якобы пытаясь разозлить.

Интересно, что тот самый первый танец перед Вещим Олегом закончился плачевно – полуслепой князь принял танцоров за представителей северных племен (им могло прийти в голову привезти с собой медведя) и велел их казнить. Северяне тогда задолжали Киеву большую дань и Олег был зол на них.

Трепак

Этот танец состоит из притоптываний и дробных шагов, которые придумываются по ходу музыки. Этот старинный танец впоследствии использовался в постановках на музыку Мусоргского, Рубинштейна, Чайковского. Он получил развитие в классике, оставшись народным. Элементы трепака используются в другом русском народном танце – топотухе.

Трепак исполняется или одним мужчиной, или двумя – как перепляс или бой танцами. Своей мелодии танец не имел и мог исполняться также под импровизированную музыку в виде хлопков, частушек или хорового пения. Видимо, в силу своей универсальности, он и дожил до наших дней. Танец описывается Львом Толстым в романе «Война и Мир», Николаем Гоголем в «Вие» и Максимом Горьким в рассказе «Сторож».

Присядка

Танец назван в честь каменщика Петра Присядки. Он все время работал, сидя на корточках – по 12 и больше часов в день. После работы он выходил на городскую площадь, покупал ковш вина и начинал подпрыгивать вверх, чтобы размять затекшие ноги. Однажды мимо площади проезжал кортеж Владимира Мономаха с самим царем во главе. Он увидел танцующего парня и предложил ему плясать во время его пиршеств «на постоянной основе». Конечно, Петр согласился.

Скоро танец Присядка стал модным на Руси. Сейчас танец превратился в танцевальный элемент с приседаниями и выбрасыванием ног вперед. Исполняют его только юноши.

Хоровод

Точная дата появления этого танца не установлена – он исполняется на протяжении русской истории как языческий ритуал поклонения богу солнца Ярило. Сегодня же это просто элемент многих танцев и танцевальных игр, которые позволяют здорово повеселиться большой компанией.

Хоровод имеет разные темпы и отличительные особенности для разных регионов страны. Частенько хождение в хороводе сопровождается хоровым пением и коллективными играми.

Присяд, притоптывание, выбрасывание ног, дробный шаг, хождение в хороводе и переплясы – одни из самых популярных элементов в современном русском народном танце. Их «праотцы» — танцы, о которых вы только что прочитали – исполняются до сих пор в разных вариациях во всех городах страны. Они все так же веселы и зрелищны, как и тысячелетие назад.

Автор:


Для ваших вопросов