Воронеж

Студенческая, 17

232-48-22

8 (929) 008-88-21

Русский балет

Во всех странах мира у людей, мало мальски понимающих танцевальное искусство, словосочетание “русский балет” вызывает уважительный трепет. Оно давно покинуло географические рамки и стало духовной ценностью всего света. Русский балет — это нравственность, величественность, профессионализм и духовность. Таким он был двести, триста лет назад. Такой он и сегодня.

История русского балета: этапы
  • По мнению историков, первый балет был поставлен при дворе Алексея Михайловича, первого царя дома Романовых. Точная дата неизвестна – то ли 1672, то ли 1675 год.
  • «Колыбелью» русского балета принято считать Сухопутный Шляхтерный корпус, основанный по указу Петра в 1731 году. Его выпускники готовились занимать важные государственные чины и должны были быть образчиками светской жизни.
  • Первую в России школу балета основал француз Жан Батист Ланде в 1738 году. Его стиль – пасторально-сентиментальный, он был в ходу до конца XVIII века.
  • Еще одно французское имя в русском балете – Карл Дидло. Он прибыл в Россию в 1801 году и зажег на ее танцевальном небосклоне такие звезды, как Мария Данилова и Николай Гольц. При мсье Дидло балет стал главным видом искусства в России.
  • XX век начался с Михаила Фокина, который сначала блистал на сцене сам, а потом стал великим хореографом. И даже положил начало современному романтическому балету.
Школа русского балета

За столетия русская балетная школа достигла звания лучшей в мире. Это мнение далеко не только отечественных мастеров — так говорят ведущие балетмейстеры лондонской, парижской и других школ. Российские танцоры легко узнаются по страсти, заложенной в каждое движение. Их отличает абсолютная вера в решения режиссера и желание “убиться, но добиться”.

Если о Нью-Йоркской школе балета говорят, что ее выходцы обладают “легким дыханием”, то дыхание российского танцора — тяжелое. Произведения, которые ставят на сценах Большого и Марииниского театра, многострадальные, вымученные, потрепанные столетиями. Их надо не танцевать, а переживать.

Хореография

Сегодня во главу хореографического угла встала индивидуальность режиссера-постановщика: нетрадиционный выбор музыки, новые па, необычные костюмы. Но тут есть своя хитрость: надо знать границы индивидуальности. Если режиссер плюнет на традиции балета, то ответ публики может быть столь же резким. Ведь балет любят за консерватизм: за то, что в Большой театр можно одеть платье в пол и смотреть на сцену через золотой театральный бинокль.

Для сравнения, раньше балет ценился исключительно за неизменную приверженность канонам. В России, например, никогда не было таких отрицаний, как постмодернистский балет. Что бы ни творилось в стране, классические постановки шли по расписанию.

Театры

Театры русского балета приравнены к школам балета. И их сегодня так много, что за день не осилить: дагестанский, бурятский, самарский. Но есть несколько самых-самых, со столетними традициями и прима-балеринами нарасхват. Вот они:

Большой театр — это храм мирового балета, расположенный на Театральной площади в Москве. Предпочитает классику, но не чурается экспериментов. Кстати, недавно Большой театр заключил контракт с YouTube и теперь его постановки можно смотреть в прямом эфире.

Михайловский театр — здесь начинала свою карьеру Наталья Осипова. Здесь она стала прима-балериной. Когда она танцевала Жизель, было слышно, как в зале бились сердца. Расположен театр в Санкт-Петербурге на Площади Искусств. Михайловский, со времен своего творческого “воскрешения” в 2007 году, любит возмущать танцевальное спокойствие.

Мариинский театр — основан по приказу Екатерины Великой в 1783 году. Расположен в Санкт-Петербурге. Сегодня считается одним из крупнейших и известнейших в мире. Мариинка всегда была самым западным и самым передовым в художественном плане театром России.

Душа русского балета

Она осталась прежней, хоть с нами и не согласится Майя Плисецкая. Балерина сказала, что раньше балет был сочетанием удивительной пластики и тонкой музыкальности, а сейчас он более техничен и менее чувственен. Но зрители по-прежнему падки на духовность, ругают эксперименты и молятся на прима-балерин. Мир по-прежнему восхищается русским балетом, а его лучшие балетные охотятся на наших “прим”. Еще одно подтверждение постоянности души — театры, пережившие столетия, по-прежнему находятся в тренде. Теперь эта классическая душа транслируется в Twitter и “Вконтакте”, на YouTube и Facebook. Но даже там она всеми силами цепляется за вековые традиции и доносит их до зрителей и читателей.

Душа балета становится нам все ближе и ближе.

Автор:


Для ваших вопросов