Воронеж

Студенческая, 17

232-48-22

8 (929) 008-88-21

История русского бала

«Да, будет бал!» — сказал Петр I, и душа русского человека, который никогда не был равнодушен к танцам, понеслась в пляс. Даже то, что на смену языческим хороводам пришли светские приличия в исполнении дам и безбородых джентльменов, нашего человека не смутило. Он сделал вид, что принял правила игры, и поменял их под себя.

Первые петровские балы

Вернувшись из Голландии, Петр Первый издал указ об Ассамблеях — прообразах настоящих дворянских балов. Первая ассамблея началась традиционным полонезом — торжественным танцем-шествием. Это стало доброй традицией, и с тех пор балы неизменно начинались этим «парадом нарядов», где кавалеры демонстрировали друг другу своих дам, как сейчас демонстрируют дорогие машины.

За всеми ассамблеями строго следил князь Ягужинский, которого еще при Петре прозвали «царем балов»: «Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало все, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумен», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придется плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью».

Балы Елизаветы Петровны

После кончины Петра I ассамблеи получили звание балов. На них запретили пьянство и больше внимания стали уделять светским манерам. Императрица Елизавета была хороша собой и любила менять кавалеров чаще, чем блюда за царским столом. Крупные формы не мешали ей плясать несколько часов кряду, вызывать восхищение у князей и зависть у их жен.

Балы XIX века

К этому времени балы давали все, кому не лень: даже зажиточные крестьяне считали своим долгом устраивать псевдосветские гулянья в роскошных костюмах и платьях для своих соседей и сослуживцев.

Появился строгий распорядок бала. Официально он начинался в шесть, но все гости съезжались к девяти. Гостей встречали хозяева. Когда все были на местах, гремел полонез или вальс, в котором принимали участие все пожаловавшие. Затем гости постарше отправлялись к карточным столам, а молодежь отправлялась воевать за руки и сердца противоположного пола. В ход шли изысканные платья, грациозные па и галантность. В середине бала подавали ужин (который часто случался уже после полуночи). А затем снова шли танцы — размеренные кадрили и котильоны.

Конец прекрасной эпохи или последний бал царской семьи

Бал 11 и 13 февраля 1903 года не был последним (хотя историки любят его так называть), но точно стал самым громким за всю эпоху дома Романовых. Николай II, его семья и все придворные переоделись в костюмы времен Алексея Михайловича, первого царя дома Романовых. И устроили такой бал, что его масштаб и сейчас повергает в шок.

Бал проходил в Зимнем Дворце и был разделен на два дня. Первый открывался сценами из опер «Борис Годунов» и «Лебединое озеро». В качестве солиста был приглашен Федор Шаляпин. Второй включал непосредственно танцы под музыку струнного и духового оркестра XVII века (почти такой же был на пиру в «Иван Васильевич меняет профессию»). По приказу императрицы все гости были засняты на фотопленку. Все снимки сохранились до наших дней и позволяют разглядеть костюмы дворян в мельчайших деталях.

Эпоха балов закончилась, чтобы возродиться в современной России, которая с любовью отдает дань танцевальной истории. Конечно, нам далеко до светских нарядов царской Руси, но благородный этикет окупает их с лихвой.

Автор:


Для ваших вопросов